Адаптированная образовательная программа

Описание Адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ (задержкой психического развития) МБДОУ д/с № 15

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (задержкой психического развития) МБДОУ д/с №15 разработана с учетом содержания:

  • «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др. под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой;
  • Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (выступает в качестве примерной основной общеобразовательной программы по следующим направлениям: физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное);
  • «Программы укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Л.В.Игнатовой, О.И.Воллик, К.Д.Кулаковой.

Цель программы: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 Задачи программы:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально -  волевой   и личностной сфер;
  • проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
  • выявление и преодоление трудностей в освоении Адаптированной программы, создание психолого-педагогических условий для более успешного ее освоения;
  • формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;
  • целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи;
  • целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и   формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;
  • создание условий для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного образования на завершающих его этапах;
  • выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом   индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ПМПк).

    Адаптированная программа ориентирована на детей в возрасте от 3 до 7 лет (по решению ТПМПК ребенок может быть оставлен на обучение по Адаптированной программе до достижения им возраста 8 лет). Срок реализации программы: 4 года.

    Адаптированная программа направлена:

  • на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Адаптированная программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Адаптированной программы составляет 90% от ее общего объема, остальные 10% составляют объем части Адаптированной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

    Целевой раздел Адаптированной программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

    Содержательный раздел Адаптированной программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Адаптированная программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

  • игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
  • познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Содержательный раздел Адаптированной программы включает описание вариативных форм, способов и методов реализации Адаптированной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способов и направлений поддержки детской инициативы; особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников; описание работы по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

    Организационный раздел Адаптированной программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Адаптированной программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

  • материально-технического и методического обеспечения;
  • особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.   

Общая численность обучающихся – 37 воспитанников.

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющимися иностранными гражданами) – 0 воспитанников.

Численность обучающихся за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской федерации – Мурманской области (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) – 0 воспитанниковИз них численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами  – 0 воспитанников.

Численность обучающихся за счёт бюджетных ассигнований местного бюджета ЗАТО г. Североморск  (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) – 0 воспитанников. Из них численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами  – 37 воспитанников.

Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) – 0 воспитанников, в том числе численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами – 0 воспитанников.